Игорь (igorsamusenko) wrote,
Игорь
igorsamusenko

Качи-Кальон

Поговорка англичан "Мой дом - моя крепость" ярко иллюстрируется в пещерных городах Крыма. Жилища
древних людей селения Качи-Кальон, что в Качинской долине, в полной мере были теми местами, где они
могли чувствовать себя в абсолютной безопасности. Правда, ситуация осложнялась тем, что войти в дом
можно было только по веревочной лестнице, но это неудобство в полной мере компенсировалось чувством
защищенности и покоя, которые всегда составляли одну из главных ценностей человеческого жития.



В начале нашей эры эти земли населяли готоаланы и потомки тавроскифов. Занимаясь в основном земледелием,
и находясь на древнем торговом пути, они основали ряд сельских поселений, которые со временем разрослись в
крупные винодельческие центры. Из одного такого поселения и выросло городище Качи-Кальон.


Качи-Кальон стоял на бойком и веселом перекрестке торговых дорог, соединяя через перевал Кибит-богаз
юго-западную часть полуострова с Южным берегом Крыма. Для обслуживания купеческих караванов обычно
при поселениях была торгово-ремесленная прослойка кузнецов, хлебопеков, содержателей харчевен. Здесь
утомленные путники могли найти ночлег, купить пищу, подковать лошадей, починить повозки, приобрести
оружие и нанять проводников.


Расцвет Качи-Кальона приходится на VI – XVIII века. Плодородные наносные почвы, мягкая зима, обилие
источников воды, близость к торговым путям сделали селение главным виноделом Крыма.


Со временем винная привилегия переместилась на южный берег, но обилие археологических находок
говорит о том, что качи-кальонцы в средние века имели громадный успех в деле производства солнечного
напитка.


Технология приготовления вина в общих чертах выглядела так. Собранный виноград давили на специальных
каменных площадках - тарапанах. На первой площадке сок давили ногами, на второй - легким прессом, на
третьей - тяжелым прессом. Отжатый сок (сусло) из тарапанов стекал в прямоугольные ёмкости. Здесь вино
зрело, набирало кондиции. Соответственно вино первой выжимки было самым дорогим, а напиток из-под
тяжелого пресса - самым дешевым, "вином для рабов".


На складах, примыкавших к винодельням, хранили готовое вино в пифосах - огромных глиняных сосудах с
заостренным дном. Пифосы обычно зарывали в землю. А транспортировали вино в трюмах кораблей в амфорах -
двуручных кувшинах, тоже с острым дном, на специальных подставках или зарытыми в песок.


Для экономной транспортировки вино сгущали, уваривая его. Только вот это мне непонятно. Ведь при
уваривании удаляется один из главных компонентов вина - этиловый спирт. Но может быть у древних были
свои требования к качеству этого продукта и спирт не являлся определяющим? Или технология была такова,
что спирт собирался отдельно, а потом добавлялся в уже упаренное вино.


На стол вино подавалось в специальных сосудах. Их было несколько видов - пелика (разновидность амфоры
с плоским дном), стамнос (сосуд с широким горлом, из него наливали вино ковшиком), ойнохоя (она позволяла
лить вино сразу в три сосуда). И это далеко не всё. Большие выдумщики были древние по части сосудов для вина.


В те времена вино всегда разбавляли водой.Пить вино неразбавленным считалось варварским, "скифским",
обычаем. Сосуд "для смешивания воды и вина назывался кратер, наливали эту смесь специальным черпачком
под названием киаф.


Непосредственно для питья использовались тоже разные сосуды: канфар - специальный кубок с двумя ручками,
ритон - ритуальный рог, килик - плоская чаша с ручками и ещё много чего. Греческие мужчины пили вино, возлежа
на просторных ложах, устланных шкурами животных или тканями. Женщины на пиры не допускались и это жаль...


Монастыри в средние века были сравнительно спокойными местами, разбойники все же опасались гнева
божьего и редко тревожили монахов. Поэтому монастыри стали центрами винного производства по всей
Таврике. Некоторые из них производили до 300 тыс. литров вина в год. Крупными оптовыми покупателями
крымского вина были хазары. Часть полуострова к VI веку отошла к ним.


Вполне возможно, что и монахи Качи-Кальона, по традиции освобожденные от налогов, зарабатывали на
хлеб насушный производством вина. Не зря же здесь на относительно небольшой площади устроено аж
120 тарапан-виноградодавилен! К тому же вино в средневековье использовали как лечебное и антисептическое
средство. Вином промывали раны, давали вино выздоравливающим, как лекарство.


250 тонн винограда или фруктов могли сразу обрабатывать качи-кальонские каменные тарапаны, заливая
вино в керамическую тару и продавая, обменивая у соседей и приезжих купцов.


Свою выгоду с этого дела имели и крымские ханы, взимавшие немалые пошлины с торговли вином - до 20%
от его цены. Вся эта идиллия была нарушена, как ни странно, с присоединением Крыма к России. Основные
производители вина в Крыму - христиане были переселены с полуострова на Азовское побережье. Виноградники
пришли в запустение, стали вырождаться. Земли в Крыму стали раздаваться новым хозяевам, мало понимающим
в виноградарстве и виноделии (равно как и их крестьяне).


Титанические попытки князя Потемкина по посадке в Крыму виноградных лоз из венгерской провинции
Токай, островов Эгейского моря ни к чему не привели. Более того, многие аборигенные сорта лоз были
при этом уничтожены. Виноградарство требует опыта и многолетних традиций, знания местных особенностей
и условий. А их не было у новых обитателей Крыма.


Качи-Кальонские гроты, а их всего пять, расположены в порядке возрастания сложности их посещения. Я в
этот раз дошел только до первого и, глянув на головокружительную высоту, на которой расположена тропинка
ко второму не рискнул идти дальше.


Но и то, что я увидел навсегда отпечаталось у меня в памяти. Воздушная архитектура лестниц, площадок,
мостов, веранд, пещер, прискальных построек производит потрясающее впечатление. Древние строители
очень умело использовали каждый выступ, утес, площадку, трещину, превратив скалу в хитроумно сплетенные
соты.


Несколько лет назад в Качи-Кальоне был образован монашеский скит святой Анастасии, относящийся к
ведению Успенского бахчисарайского монастыря. Один из родников на северо-восточном склоне горы был
освящен и теперь каждый имеет возможность не только духовно, но и телесно приложиться к таинствам этих
святых мест.


Качи-Кальон хранит в себе множество загадок, это наименее изученный пещерный город Крыма. Попав
сюда, вы возможно станете первооткрывателем одной из этих тайн.

http://img-fotki.yandex.ru/get/5706/igorsamusenko.93/0_5ecee_610bd31e_orig
http://img-fotki.yandex.ru/get/5808/igorsamusenko.93/0_5ecd0_9837a143_orig
http://img-fotki.yandex.ru/get/5907/igorsamusenko.93/0_5eccf_e41433d9_orig
http://img-fotki.yandex.ru/get/4704/igorsamusenko.93/0_5ecce_2aa4708f_orig
http://img-fotki.yandex.ru/get/5908/igorsamusenko.93/0_5eccd_478b5345_orig
http://img-fotki.yandex.ru/get/5606/igorsamusenko.93/0_5eccc_c7f5cf80_orig
http://img-fotki.yandex.ru/get/5807/igorsamusenko.93/0_5eccb_a9810142_orig




Tags: Качи-Кальон, Качинская долина, Крым, долины Крыма, пещерные города Крыма, прогулки в горах
Subscribe
promo igorsamusenko october 4, 2014 12:03 238
Buy for 20 tokens
В большинстве культур бабочка - символ бессмертия души. Наверно, потому мне так легко среди этих порхающих, ярких и почти бестелесных созданий. Еле уловимое глазом трепетание сверкающих крыльев этих фей воздуха быстро разрушает груз тяжелых мыслей и негативных эмоций. Сознание рассеивается, дробясь…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 127 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →