Игорь (igorsamusenko) wrote,
Игорь
igorsamusenko

Царство пещер Эски-кермена

Пять раз уже был на Эски-Кермене и не видел самого главного - его удивительных пещер. А ведь их там более трехсот.
И как меня угораздило не посмотреть главную достопримечательность этого пещерного города! То по плато брожу полдня,
то орхидеи ищу по кустам и полянам, то любуюсь видами с Северного дозорного комплекса... А в этот раз поднялся в город
с северо-восточной оконечности и пошел потихоньку по самому краю восточной части горного массива, даже не подозревая
о том, что вскоре попаду в настоящее царство пещер!



В недрах скального массива Эски-Кермена скрывается 332 искусно вырубленных в скалах крипт — своеобразный рекорд
для юго-западного Предгорья! А еще — это "затерянный" город: достигнуть его подножия можно только преодолев пешком
или на автомобиле расстояние в несколько километров. Может быть, именно это обстоятельство и способствовало относительно
хорошей сохранности здешних пещер и сооружений.


Практически все известные сегодня достопримечательности древнего города размещаются по периферии плато горы-останца,
вблизи головокружительных отвесных обрывов. Это и пещеры разного назначения и остатки мощных оборонительных стен,
преграждающих противнику путь, вырубленные в скалах лестницы, виноградные давильни-тарапаны и зерновые ямы.


Одним из уникальных объектов Эски-Кермена является его осадный колодец. В конце XIX века в недра горы через этот колодец
спускался П.И. Сумароков. Вот как он описывает свои впечатления: "Я спускался по искусственным ступеням, которые числом 77
имели равную, по полуаршину, высоту и шли поворотами. Порча многих из них, притом царствующий там мрак угрожают гибельным
падением, для чего я с помощью двух татар продолжал нисхождение, и... дошел, наконец, до удивительного меня бассейна. Вода в
нем вкусна, холодна, глубока".


Эски-Кермен — один из наиболее живописных "пещерных городов" Крыма. Он находится в юго-западной части Внутренней гряды
Крымского лесостепного предгорья, примерно в 20 км от Бахчисарая и в 12 км по прямой от восточной окраины Севастополя.


От когда-то цветущего города остались только пещеры... Их много и они разные: пещеры-храмы, боевые пещеры,
хозяйственные, пещеры с лестницами, пещеры с колоннами. Некоторые из них просто недоступны без веревки и
навыков скалолазания.


Эски-Кермен возник в конце VI века на высоком плато, ограниченном отвесными скалами, возле торговых путей из степей
в Херсонес Таврический. Согласно существующей версии, именно через этот район проходил древний сухопутный путь из
Северного Причерноморья и степной части Крыма в Херсонес, а поселение на Эски-Кермене возникло первоначально как
один из пунктов ночных стоянок.


Предположительно в 80-х гг. VIII в. крепость была разрушена в связи с антихазарским восстанием Иоанна Готского. Толчком
к выступлению против хазар мог послужить захват последними Дороса, главного города Готии. Скорее всего, Дорос — это
крупнейшая в Крыму крепость, находившаяся на Мангупском плато.


Эски-Кермен, расположенный от Мангупа всего в 5 км, тоже, вероятно, подвергся разгрому, но раскопки последних лет
позволяют предполагать, что оборонительные стены в дальнейшем были восстановлены. К немногим существовавшим
до этого внутрискальным помещениям у стен и на обрывах, служивших укрытиями для караульных, добавляются
разнообразные и многочисленные искусственные пещеры, приспособленные для хозяйственных нужд — кладовые, стойла.


Расцвет жизни на плато приходится на X-XIII вв. На месте бывшей крепости формируется средневековый город. К XII-XIII вв.
городище уж было застроено прямоугольными кварталами, разделенными улицами шириной до 2 метров. Величина крепости
позволяла при необходимости укрыться нескольким тысячам окрестных жителей со скотом и продовольствием.


В 1299 году город подвергся опустошительному набегу эмира Ногая. Почти все население погибло, уцелевшие разбежались.
Через некоторое время жизнь на плато возродилась и понемногу тлела, постепенно угасая до XV века.


Руины постепенно оказались погребенными под землей, заросли кустарником и лесом. В конце XVI в. татарское население
уже не знало настоящего его названия, именуя городище Черкес-Керменом, а еще позднее, в XVIII в., появляется название
Эски-Кермен, что означает "Старая крепость".


Городище Эски-Кермен расположено на хорошо укрепленном самой природой месте: плато обрывается в долины отвесными
стенами значительной высоты и неприступно в большей своей части. В систему обороны входили не только хорошо защищенные
ворота и отвесные скалы, но и боевые стены с башнями, возведенными в тех местах, где в скалах были расщелины или небольшие
понижения.


«Башни» расположены довольно близко друг к другу. С площадок плато к ним ведут высеченные в камне лестницы, помещения
в них сообщаются переходами, в сторону обрыва пробиты ряды бойниц разной величины: более крупные — для скатывания камней,
меньшие — для стрельбы из лука. На верхних площадках скалы помещались более крупные орудия — камнеметы. Снаряды для них
в виде круглых ядер найдены при раскопках. Веймарн насчитывает шесть таких мысов-башен с оборонительными пещерами.


Оценивая оборонительные сооружения Эски-Кермена, автор первых раскопок Н.И. Репников отметил: "Оборона города на всем
протяжении задумана с тонким пониманием местных условий, что позволяет видеть в авторе проекта опытного военного инженера".
Высказывалось предположение, что Эски-Кермен как крепость был построен сразу, "в порядке государственного мероприятия",
пришлой строительной артелью".


Ямное зернохранилище Эски-Кермена производит потрясающее впечатление. В отличие от подобных сооружений в других
"пещерных" городах, многочисленные круглые горловины, напоминающие кратеры на поверхности какой-то загадочной планеты,
ведут, на самом деле, в одно огромное подземное сооружение.


Встречаются пещеры "с лежанками", в виде каменной скамьи. Вероятно, многие из них первоначально создавались как
усыпальницы.


Но в поздний период жизни города, когда прежние погребальные обычаи забылись, эти "лежанки" нередко превращали в
"ясли" посредством углубления верхней части каменной скамьи, в кромке которой пробивали круглые дыры, вероятно,
для привязывания скота. В Эски-Кермене есть пещеры обоих типов — как дошедшие в первоначальном виде, так и с
переделками.


В цистернах и пифосах хранились лишь небольшие запасы воды, естественно, они не могли обеспечить население водой
на длительный срок.


В мирное время город в основном использовал питьевую воду, поступавшую к подножию плато по водопроводу из
керамических труб.


Он был подведен из источника с лежащей к юго-востоку от Эски-Кермена возвышенности. Отсюда воду, вероятно, и
развозили по усадьбам.


На восточном краю плато Эски-Кермена в скалистом мысе, расположенном к югу от «восточной калитки», высечена
анфилада пещер, которые в древности были боевыми казематами, имевшими амбразуры и бойницы. После утраты
боевого значения пещеры были приспособлены под хлева. В них появились ясли и «кольца» для привязывания скота.


Из боевых орудий древности при обороне Эски-Кермена могли использоваться камнеметы (баллисты), снаряды для которых
в виде круглых каменных ядер небольшого диаметра были найдены в ходе раскопок в Эски-Кермене, и стрелометы. Дальность
полета ядер и стрел, выпущенных из этих орудий, могла достигать нескольких сотен метров.


Пещерные казематы с амбразурами для скатывания камней и бойницами для стрельбы из лука сооружались в скалах,
как правило, ниже уровня крепостных стен для отражения нападения врага в «мертвых пространствах» и для усиления
защиты расщелин в скале. Воины, оборонявшие город, из амбразур пещерных казематов могли поражать противника
сверху.


У южного входа в город находится пещерный храмовый комплекс с крещальней, который иногда называют "судилищем".
В "судилище", общая площадь которого составляет около 140 кв.м, можно войти через одну из трех дверей, переступив
скальный порог, отделяющий его от "улицы". И еще три больших проема выходят на юго-восточный обрыв.


Посередине основного зала у восточной стены расположена полукруглая апсида со ступенчатой скамьей (синтроном) и
«горним местом» (епископским креслом) посреди нее. Перед ним — квадратное углубление в полу — место престола.


В восточной части комплекса, за апсидой центрального помещения, расположены три следующие одно за другим помещения.
Третье помещение является небольшим пещерным храмом, в восточной части которого высечена апсида со скальным порогом
и престолом, примыкающим к стене. Вдоль северной и южной стен этого храма высечены скамьи.


В южной части комплекса высечена в скале полукруглая скамья, имеется окно и дверной проем, в древности выводивший
на балкон, нависавший над обрывом.


Северная стена делится на четыре углубления. В основании трех из них имеется восемь вырубленных в скале гробниц.
Вдоль северной стены высечена скамья. Справа от гробниц находятся остатки крещальни, представляющие собой
полукруглую скамью вдоль стены и квадратную купель, высеченную в толще скалы, выступающей над уровнем пола.
Рядом с купелью в полу вырублена гробница.


В 1578 г. побывавший здесь Мартин Броневский, нашел уже одни развалины, которые, по его словам, «так древни, что
ни сами греки, ни турки, ни татары не знают названия их». И как нельзя лучше подходит этому городу имя Эски-Кермен,
что в переводе означает «старая крепость».


Чуть ниже главной улицы города находится погребальный комплекс. Сюда ведет дорога с выбитыми в скале колеями.
Эта дорога коротка и обрывается в пропасть...


Подняться на плато Эски-Кермена лучше всего с южной стороны, там, где находились главные ворота. Для этого надо
обойти его с востока, осмотрев по пути самое, наверное, необычное и прекрасное творение древних строителей города —
храм Трех всадников. Этот храм — словно скорлупа пасхального яйца, он высечен в отделившейся от основного массива
округлой каменной глыбе. В глыбе меньших размеров, стоящей почти вплотную, вырублена ризница (кладовая); вокруг
располагалось эскикерменское кладбище — некрополь.


Я с трудом сфотографировал в маленькое окошечко часть интерьера храма.
На северной стене сохранилась фреска с изображением трех всадников в развевающихся плащах: средний из них, Георгий
Победоносец поражает копьем змея-дракона, двое других держат копья остриями вверх, а за спиной одного из всадников
на крупе коня видна фигура мальчика. Под изображением – полустертая греческая надпись: «Высечена церковь и написаны
святые мученики Христовы для спасения души и отпущения грехов». Храм этот воинский: воины, павшие в борьбе с неверными,
причислялись к лику святых мучеников за веру. Можно предположить, что здесь воины, перед тем, как отправиться в поход,
получали благословение церкви.


Tags: Крым, Эски-Кермен, пещерные города Крыма, прогулки в горах
Subscribe
promo igorsamusenko october 4, 2014 12:03 238
Buy for 20 tokens
В большинстве культур бабочка - символ бессмертия души. Наверно, потому мне так легко среди этих порхающих, ярких и почти бестелесных созданий. Еле уловимое глазом трепетание сверкающих крыльев этих фей воздуха быстро разрушает груз тяжелых мыслей и негативных эмоций. Сознание рассеивается, дробясь…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 129 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →