Качи-Кальона до Тепе-Кермена. Наверно, дух разбойника Алима ждал пока я созрею для этого путешествия и не пускал меня туда. Когда Ира предложила мне пойти
в Алимову балку я, ни минуты не сомневаясь, сразу согласился, тем более, что собрались ехать на машине. Бродя по Качинской долине, я в воображении рисовал
себе ущелье крымского разбойника-защитника бедных, кое-что совпало, а в основном реальность превзошла все мои ожидания.

Каждый въезжающий и входящий в Качинскую долину должен испить живительной влаги из родничка, вытекающего из огромной скалы. Это источник Таш-Аир-Чокрак.
Когда-то на нем была надпись арабской вязью: "Это обильный счастливый источник, приди и испей живительной влаги во славу Господа". Надпись потом стерли,
но какой-то ревностный хранитель традиций написал её уже на русском в сокращенном виде.

Всегда поражаюсь, что вода в Крыму может появляться из совершенно неожиданных мест, например, из камня.

За скалой Таш-Аир-Чокрака видна тропа, уходящая вверх. Куда она ведет - это для нас первая загадка. Возможно по ней поднимаются на самый верх
Качи-Кальонской скалы.

Качи-Кальон - пещерный город виноделов. Здесь в одном месте находится самое большое количество виноградодавилен, найденных в Крыму - свыше ста!

Я прошел весь Качи-Кальон, кроме самого последнего грота, туда залезть могут лишь отчаянные храбрецы, а их среди любителей Крымских гор немало.

Некоторые пещеры Качи-Кальона совершенно недоступны простому туристы без специального альпинистского снаряжения. Полагают, что они были
соединены целой системой подвесных веревочных лестниц и переходов.

Осень в Крыму начинает быть заметной по грецкому ореху. Весной он последним из деревьев распускается, а осенью первым желтеет.

В конце скального массива Качи-Кальона перед Баштановкой поворачиваем направо.

Оставляем машину на стоянке на попечение грустной лошадушки и идем по старому заброшенному грушевому саду.

Тропа вскоре забирает вверх и так и идет дальше довольно круто под углом не менее тридцати градусов. Представляю каково будет спускаться, ведь согласно
путеводителям путь до верховий балки около четырех километров.

Мы идем по левой стороне ущелья довольно высоко от его дна, а справа сквозь кружево соснового леса виднеется Кызыл-Бурун. Я предполагал, что мы
туда попадем, но не был совсем уверен.

Вот и вторая загадка. На склоне балки, почти перегородив тропу, лежит одиннадцатиметровый камень в форме конуса или трапеции. Это Язлы-Таш -камень с надписями.
Второе его название - Тамга-Таш, камень с тамгами. Тамга это древний родовой знак, высекаемый на святилище, которым могут служить камни, стоящие на перекрестках дорог.

То, что это древние знаки нет никаких сомнений, углубления, сделанные резцом, заросли лишайником так же как и окружающая их поверхность камня.
Некоторые исследователь полагают, что камень Язлы-Таш это поваленный менгир. Вполне возможно, ведь Язлы-Таш расколот надвое.

Тропа по которой мы идем была протоптана в незапамятные времена людьми, шествующими из Качинской в Бельбекскую долину. Говорят, что кое-где здесь видны
следы от колес повозок, выбитые в скале, подобные тем, что в Чуфут-Кале перед южными воротами. Мы правда таких выбоин не заметили.

Ещё одна загадка Алимовой балки - расколотая скала. Состоит из нескольких частей и сверху перекрытие, словно соединяющее их.

Алимова балка названа так в честь разбойника Алима, местного Робин Гуда, отнимавшего деньги у богатых и отдававшего их бедным.

Здесь много мест, названных Алимовым именем. Вполне возможно, что это плод богатой человеческой фантазии, но дыма без огня не бывает.

Алимов навес. Говорят разбойник ночевал здесь со своей бандой.

В наши времена здесь найдена стоянка человека кемиобинской культуры. Отдельные находки принадлежат к таврскому и средневековому периоду истории Крыма.

Вы видели когда-нибудь сидящее дерево? Если нет, то оно перед вами. Могучий тис взобрался на камень и сидит здесь вот уж не одно столетие.

А это сидячий тис с другой стороны. Для укрепления своей позиции пустил корень в расселину скалы.

В ущелье несколько родников, на один из них мы набрели. Вода вкуснейшая и очень холодная.

С другой стороны Алимова навеса нашли сквозную пещеру. Возможно в такой Алим прятал свои сокровища.

Алимова балка полна странностей. Несмотря на маркированную тропу здесь часто люди сбиваются с дороги и теряются. Не избежали этой участи и мы.
Какая то неведомая сила толкала меня вперед и вперед, хотя я где-то понимал, что иду неправильно. Вовремя очнулся и повернул назад.

На правильный путь мы возвратились благодаря Ирише. Интуиция у ней развита необыкновенно, вот что значит богатый опыт профессионального туриста.

За Алимовым навесом прошли несколько сот метров и вот уже мы наверху, в гостях у прекрасной крымской осени, разбросавшей свои теплые золотые краски по
зеленому ковру леса.

Это гора Ступа, по ней нам предстоит пройти от начала до конца в поисках высоких красот Алимовой балки.

Продолжение следует...
Journal information