

На нашем пути встретились развалины стены, вероятно промежуточные укрепления на подходе к городу

Весь путь нас сопровождали мусульманские и караимские надгробия с надписями на арабском и иврите на плитах.

Мангуп самой природой создан быть крепостью. Гора-останец с плоским плато, с источником воды, которую дает скала, конденсирующая атмосферную влагу даже в засуху в столь мощный поток, что при турках на горе устроена была баня – все это уникально даже для Крыма.

Еще в бронзовом веке на Мангуп пришли первые обитатели, были здесь и тавры. С 3 в по РХ население горы (тогда еще не крепости) все возрастает. Насельцами были готы, которые пришли в Причерноморье именно в это время. Повоевав с Римской империей, готы постепенно сели на землю, окультурились, стали искренно считать себя греками, а уже в конце 4 в скрывались на Мангупе от кочевников-гуннов. Рим в то время почти ничем не мог помочь крымским готам, если бы и хотел.

Средняя гряда Крымских гор значительно ниже Главной, и горы здесь похожи на застывшие волны: один склон пологий, другой - крутой. Такая форма называется "куэста". На плоских вершинах куэст еще в IV-VI веках начали возникать поселения, некоторые из которых затем превратились в крепости.

Мы выходим на плато, и отсюда можем рассмотреть колоссальные руины вдалеке. Собственно, они и есть цитадель, сердце княжества Феодоро. Идем по древней, прекрасно сохранившейся дороге. Где-то это просто тропа, выложенная камнем, где-то отлично видны следы инженерных работ – своеобразные “бортики”, выточенные в камне, чтобы обозначить край дороги.

Гора Мангуп выше и просторнее всех окрестных гор: она возвышается над уровнем окрестных долин на 250-300 м, а высота ее над уровнем моря - 628 м. С трех сторон края плато ограничены скалистыми обрывами высотой от 20 до 70 метров. С северной же стороны, где склон горы прорезан тремя глубокими оврагами, проходит мощная оборонительная стена с башнями. Мангупское средневековое укрепление охватывало площадь 90 га и не имело себе равных в средневековой Таврике.

Вплоть до турецкого завоевания в 1475 году княжество оставалось оплотом греческой и христианской культуры, сумев сохранить определенную самостоятельность и при татарах, проникших в Крым c XIII века. Правящей династией Феодоро был греческий род Гаврасов (Ховра — по-татарски) армянского происхождения. В конце XIV века одна из ветвей династии переселилась в Москву, где ими был основан Симонов монастырь. Эта ветвь — Ховрины — были наследственными казначеями Московского княжества. В XVI веке они стали называться Головины.

Первые достоверные сведения о княжестве Феодоро относятся к 1361-1362 гг. Именно в эти годы на плато Мангупа развернулось строительство новой линии обороны — цитадели.

Калитка, через которую ныне проникают в цитадель – это фундаментальные ворота, словно бы пробуренные в кубе камня.

Эти стены высотой метра 4 – часть длинной стены, которая пересекает практически все плато с юго-запада на северо-восток. В основании этой стены археологи обнаружили кладку 6 в, потом, как установлено, стену перестроили феодориты, однако, то, что вы видите сегодня – хороший образец турецкого строительства начала 16 в. Именно здесь, в овраге Гамам-Дере, стояли турецкие пушки и был самый ожесточенный штурм, так что туркам пришлось восстанавливать прикрывающие овраг стены и башни практически заново.

Княжество образовалось из той части бывших византийских владений в Крыму, которая не перешла под власть Генуи. Отношения Феодоро с золотоордынскими правителями Крымского Юрта были обычно мирными, в то время как с генуэзцами княжество вело частые войны, особенно после строительства феодоритами торгового порта Авлита, составившего серьёзную конкуренцию Каффе и нанесшего удар по экономике генуэзских колоний в Крыму. В 1475 году после пятимесячной осады Мангупа Феодоро (как и генуэзские владения) были завоёваны Османскими войсками под командованием паши Гедик-Ахмеда. После завоевания из бывших земель княжества был образован Мангупский кадылык (кадылык — самая мелкая административная единица Османской империи), который входил в состав эялета (провинции) с центром в Кефе (Феодосии).

С восточной стороны к горе прилепился маленький мужской монастырь.

Захватив Мангуп в декабре 1475, турки в самом начале 16 в превращают его в сильную крепость, и оставляют лишь в 1774 году. Правда, после большого пожара 1592 года Мангупская крепость пришла в упадок и уже не восстанавливалась в прежнем величии. Есть мнение, что здесь жил гарнизон солдат-христиан, которые воевали в армии Крымского хана, составляя особый пехотный полк, вооруженный огнестрельным оружием.

В 1666 году турецкий путешественник Челеби не видит тут "никаких строений, кроме мечети с каменным куполом, перестроенной из храма, крытого черепицей, а также колодца с крышей", сам замок не в счет. В замке при Челеби хранилось оружие и амуниция. Крепость Челеби нашел всегда закрытой, ключи у коменданта, и - ни одного человека внутри цитадели. За пределами оной люди были; вместе с турецкими солдатами на Мангупе жили греки (для которых работала старинная церковь), и караимы-евреи, потомки хазар. Когда Крым захватила Россия, Мангуп опустел (караимам разрешили выехать, куда они пожелают, что было им прежде запрещено, и они разъехались по империи, а греков переселили в район Азова). И уже в начале 19 в восторженный путешественник восклицал – “прочь отсюда, ведь нет ничего страшнее, чем неудовлетворенное любопытство”. Действительно, здесь не оставалось уже никого, кто помнил историю города.

Необычным живым пятном в конце нашего путешествия стали эти гладиолусы, посаженные насельниками монастыря.
Мой Крым
Journal information