В нем нет монументальности. Красота его отличаеся от красоты роскошных европейских дворцов, великолепие
которых воплощено в мраморе и золоте и подчекнуто шедеврами живописи. Пройдя через главные северные
ворота, я сразу окунаюсь в атмосферу сказок "Тысяча и одна ночь". Я не был во дворце уже лет пятнадцать,
последний раз возил дочку, когда ей был семь лет. За это время, по-моему,дворцовая площадь изменилась
в лучшую сторону - разбиты красивые цветники, найдены новые дизайнерские ландшафтные решения.
Величественные 28-метровые минареты большой ханской мечети
Хан-Джами летят в небо как стрелы, указующие путь человечеству. .Сейчас мечети почти в каждом населенном
пукте Крыма и поначалу многим было непривычно слышать заунывные азаны муэдзинов. Но мне как-то это сразу легло
на душу, как необходимая составляющая крымской культуры
Основатель гирейской династии крымских ханов Хаджи Гирей в середине 15 в. перенес столицу из
города Крым (Старый Крым) в Кырк-Ер (Чуфут-кале), добиваясь независимости от Золотой Орды. Хан Крым
Гирей (1717-1769), поклонник и знаток всего французского, основал стиль “крымское рококо”. При нем же и
был создан мастером Омером знаменитый Сельсебиль, "Фонтан слёз"
Свитский корпус. В зданиях Свитского корпуса, примыкающих к Северным воротам размещались свита
хана и его привратная стража - капы-халки. На эту площадь выходят окна и порталы зданий, калитки обнесенных
стенами двориков. Мне все эти цветные стекла, орнаменты, нависающие крыши, деревянные аркады и балконы,
ажурные деревянные решетки навевают любовное томление, связанное с восточными сказками...:)
Жилые покои хана и его семьи. Нижняя часть всех строений дворца выполнена из бута - известнякового
камня, собранного в долинах, а верх - обычный саман, солома, смешанная с глиной. Наверно, именно это придает
дворцу необычайно мягкую энергетику живых человеческих рук и природы.
Соколиная башня. В нижней части Соколиной башни содержали ханских охотничьих соколов, а наверх по
винтовым лестницам поднимались евнухи, наблюдающие за окрестностями, и обитательницы гарема, навсегда
отрезанные от внешнего мира. Для наложниц это была единственная возможность увидеть город.
Дворцовая площадь. Сегодня значительная часть её превращена в красивейший тенистый парк. Она
служила местом проведения различных торжественных церемоний, сбора ханского войска и встречи послов. .
Находясь здесь, я ощущаю себя вне времени и пространства. Даже фотографии все получились с искаженной
перспективой и немалых трудов стоили привести их в более-менее смотрибельный вид. Не знаю, что это... или
мой непрофессионализм, или действительно здесь царят энергии потустороннего мира...:)
Ханский дворец в 1736 г. был сожжен фельдмаршалом Минихом, но перед этим было сделано подробное
его описание, что и послужило основой для восстановления дворца Потемкиным в 1783 г. Светлейший князь
писал правителю Таврической волости Каховскому: "Бахчисарайский дворец предоставляю вам починить, сад
прибрать, что есть в оном деревянного – вновь перекрасить, и цветов умножить, фонтаны починить. На все сие
употребить назначаю я из таможенных доходов до 10.000 рублей". Так что российские власти всегда заботились
о сохранении этого уникального дворца.
Летняя беседка и золотой кабинет. Построенные Омером-живописцем, она первоначально являлась
открытой беседкой, окружённой с трёх сторон колонной аркадой. Крымские ханы были в своем времени
просвещенными людьми. Многие получали европейское образование и среди них было немало поэтов.
Думаю, что многие поэтические творения крымских повелителей были написаны здесь, в тени летней
беседки под умиротворяющее журчание фонтана...
Конюшни. Лошади татар были выносливыми и приспособленными к местным условиям. Правда, достоинства
татарских коней были обратной стороной их недостатков. От европейских они отличались более низким ростом, и в
силу этого были не способны нести на себе тяжеловооруженного, закованного в сплошные доспехи всадника.
Мавзолеи-Дюрбе. Купольные здания с гробницами ханов. Величественные дюрбе — настоящие
произведения искусства. Один только вход в него своего рода архитектурная поэма: над ним располагаются
украшения, которые в обиходе называют сталактитами, — это маленькие ниши, складывающиеся в узоры.
Каждая такая ячейка образует собственную тень, и общее впечатление создается необычное, как будто
пространство расширяется и вот-вот действительно откроется дверь в мир, недоступный обычному человеку.
Ротонда Менглы-Гирея. Ханов хоронили и за пределами мавзолеев-дюрбе. Из погребальных сооружений
этих правителей выделяется ротонда Менгли Гирея. Она видна между южным дюрбе и конюшенным корпусом.
Всего на кладбище покоится 56 прахов дома Гиреев, остальные принадлежат знатным сановникам.
Символом бахчисарайского дворца является романтическая легенда о прекрасной Диляре-Бикеч. Кем она
была, женой или наложницей, история умалчивает, но это и не так важно. Бахчисарайский фонтан, воспетый Пушкиным,
прославил ханский дворец в веках.Это необычный в нашем представлении фонтан. На мраморная плите с причудливой
арабской вязью мастер Омер изобразил цветок как человеческий глаз с истекающими слезами. Капли хрустальных слез
наполняют большую чашу человеческого горя. Со временем боль утихает, поток слез разделяется на две небольшие чаши.
И так продолжается трижды на протяжении человеческой жизни. В конце пути страдания человека уходят в вечность,
олицетворяемую спиралью, которая свивается улиткой у подножия фонтана.
В наше время в верхней чаше фонтана в любое время года лежат две свежие розы как память о великом поэте.
В 1783 г. ханство было ликвидировано. Последний крымский хан, Шагин-Гирей был вынужден оставить
престол. Ему предложили поселиться в Херсоне с ежегодной «пенсией» в 200 тысяч рублей. Хан пытался бежать
и его отправили в ссылку — сначала в Воронеж с двумя тысячами слуг и гаремом, а затем — в Калугу. В конце концов,
Шагин-Гирей выпросил у Екатерины II возможность уехать в Турцию. Но и там не нашёл покоя — в 1787 г. последний
крымский хан был убит турками на острове Родос. Было ему тогда всего 22 года...
Источник
Мой Крым
Journal information